шаблоны wordpress.

Новшества федерального законодательства в сфере социального обслуживания

442

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и заменяет собой федеральные законы от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Новый Закон основательно меняет систему социального обслуживания.  Действие Закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев. Новый Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня,  качества и эффективности.

 Предметы регулирования Закона

К предметам регулирования нового Закона относятся:

 1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан  в РФ;

 2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан ;

 3) права и обязанности получателей социальных услуг;

 4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.

 Новые принципы социального обслуживания

 1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

 2) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей этих услуг, достаточность количества поставщиков соцуслуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков соцуслуг;

 3) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.

 Новые и уточненные понятия, связанные с социальным обслуживанием

Законом вводятся новые понятия «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», понятие «стандарт социальной услуги» излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги).

В Законе не содержится понятия «трудная жизненная ситуация», вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. К числу таких обстоятельств относятся, в частности, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию.

 Новая система социального обслуживания

 Согласно новому Закону в систему социального обслуживания сейчас будут входить шесть субъектов:

 1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания, — таким органом является Минтруд;

 2) орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление предусмотренных Законом об основах социального обслуживания полномочий в сфере социального обслуживания, — региональный орган соцзащиты;

 3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, — государственные федеральные учреждения социального обслуживания;

 4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта РФ, — государственные учреждения социальное обслуживания субъекта РФ;

 5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

 6) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

Новые основания для бесплатного социального обслуживания

 В соответствии с новым Законом из числа лиц, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание, исключаются безработные граждане. Такое право сохраняется за несовершеннолетними детьми. Также право на бесплатное социальное обслуживание на дому и в полустационарной форме будут иметь любые лица, у которых на дату обращения среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для бесплатного предоставления соцуслуг. Данная величина должна быть установлена в каждом регионе законом субъекта РФ, но она не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения. Таким образом, новый Закон расширяет круг лиц, которые в соответствии с данным критерием будут обслуживаться бесплатно.

 Плата за предоставление социальных услуг

Для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до вступления в силу Закона порядком предоставления социальных услуг, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг и условия ее предоставления не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

 Индивидуальная программа социального обслуживания

 Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. Основным элементом социального обслуживания становится индивидуальная программа обслуживания. Этот документ применительно к конкретному гражданину включает в себя форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, перечень рекомендуемых поставщиков услуг, а также мероприятия по соцсопровождению. Программа составляется в двух экземплярах в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания. Она носит рекомендательный характер для получателя и обязательный — для поставщика услуг. Пересматривается такая программа не реже 1 раза в 3 года.

Социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг.

Форма заявления о предоставлении соцуслуг, примерная форма договора о предоставлении соцуслуг, а также форма индивидуальной программы услуг и рекомендации по определению индивидуальной потребности в соцуслугах утвердил Минтруд.

 Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг.

 Кроме того, Законом введено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

 Закон содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля.

Закон направлен на развитие негосударственного сектора и конкуренции в сфере социального обслуживания, повышение качества предоставляемых гражданам социальных услуг.

В Заводоуковском городском округе за получением социальных услуг граждане должны обращаться в  управление социальной защиты населения Заводоуковского городского округа (ул.Первомайская, 6 каб.1, т.2-12-86) или в Комплексный центр социального обслуживания населения ул.Полевая, 49,  т.2-16-59).